Феномен Геи Джеймса Лавлока (7) ?>

Феномен Геи Джеймса Лавлока (7)

Источник:

http://www.evol.nw.ru/labs/lab38/kazansky/fenomen.htm
http://www.evol.nw.ru/ имеет редирект на http://www.iephb.ru/
Учреждение Российской академии наук
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН)
Адрес: 194223 Россия, Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 44
Автор: А.Б.Казанский, e-mail: kazansky@iephb.nw.ru

7.Гея и человеческое сообщество

Греческая богиня Гея
Греческая богиня Гея

По мнению Дж.Лавлока и особенно, его соратницы — биолога Линн Маргулис, все организмы, популяции, экосистемы, воздух, почва, скалы являются как бы частями, органами единой симбиотической системы — Геи. Человечество также является членом этой единой сложной многоуровневой симбиотической системы, в которой осуществляется информационный обмен между партнерами как непосредственно, так и опосредованно, через среду (Margulis,et.al.,1996). В этом «когерентном», согласованном сообществе (Mae-Wan Ho,1996) часто теряется традиционное соотношение части и целого, как это происходит в микромире, при сильных взаимодействиях, а отношение субъекта и объекта, наблюдаемого и наблюдающего трактуется с использованием почти квантово-механических понятий.

От инь-янь к кошке Шредингера
От инь-янь к кошке Шредингера

Традиционная аналитическая методология, основанная на представлении природы, как внешнего механизма, анализируемого, расчленяемого на части и управляемого человеческим разумом, являющимся объективным внешним независимым наблюдателем совершенно неадекватна этой картине мира. Значительно ближе ей целостная буддийская (даосистская) картина мира. Близок ей и западный философский скептицизм 20-го века, «пост-ницшеанская» линия, серьезно продвинутая М.Хайдеггером, и его последователями (Гадамер и др.), включая американских прагматиков вроде Р.Рорти и даже «биологизированная» (см. Р.Рорти (1977)) фундаментальная онтология Варелы и Матураны, известная как энактивизм (enactivism) (Varela, Maturana, 1987).
Сам Дж. Лавлок и многие его соратники считают, что во многом Гея — это полезная метафора. Тем не менее, образ греческой богини и организма придал эмоциональную окраску гипотезе, способствовал ее популяризации, что очень важно для привлечения внимания и формирования экологического самосознания у широких кругов мировой общественности. Отношение человека к Гее, этому далеко не познанному (и скорее всего, непознаваемому полностью) в рамках чисто рационального подхода явлению должно наполняться этическим, эстетическим и возможно, даже религиозным смыслом, который вносит мудрость целостного и исторического эволюционного знания и направляет в нужное русло использование научных достижений.

Гея является самоценностью и не может быть подчинена человеку. Скорее наоборот, человек должен осознать, что он часть Геи, что здоровье Геи есть и его здоровье. Необходимо направить усилия людей на изучение и поддержание естественных механизмов саморегуляции и самоорганизации на планетарном уровне. Лучшей заботой о человеке является забота о всей Гее. Практика, принятая в индустриально развитых странах, когда огромные средства затрачиваются на здравоохранение при очень слабой поддержке государственных международных усилий по сохранению биосферы и окружающей среды является порочным кругом. Чем больше мы заботимся о человечестве, как об отдельном биологическом виде, используя для этого научно-технический потенциал, тем сильнее мы ухудшаем среду для всех остальных видов, а в последствии, через десятки — сотни лет — и для себя (эффект отсроченного бумеранга). В рамках Геи должна царить любовь и гармония, когда все виды, от бактерий до человека равноценны и сосуществуют в своего рода многоуровневом симбиозе. Как отмечалось выше, любые виды-«выскочки», которые нарушили гармонию и неблагоприятным образом влияют на окружающую среду, делают ее менее пригодной для потомства будут в конце концов изгнаны также, как и более слабые, эволюционно неприспособленные виды. Таким образом, Гея, как и одноименная греческая богиня Земли является строгим единоличным управителем мира. Человек, благодаря своей вере в безграничный научно-технический прогресс и жажде активного преобразования мира уподобляет себя богам, будучи по природе лишь существом конечным. Если он бросает вызов Гее, то неизбежно потерпит поражение, ибо он борется сам с собой. Когда человек рождается, то он выходит из лона матери в лоно Геи, которое является единственно возможной, практически вечной системой жизнеобеспечения для человеческой популяции.

Как известно, искусственно созданные человеком микрокосмы недолговечны. В.И.Вернадский, развивая концепцию ноосферы — сферы разума, совершенно логично пришел к идее «человека автотрофного», своего рода человека — биосфере. Логический круг замкнулся, идея ноосферы вернулась к идее биосферы. Сам Дж.Лавлок нигде не касается идеи ноосферы. В то же время абсолютно очевидно, что с позиции гипотезы Геи чисто технологический, «сциентистский» вариант ноосферы — техносфера, этот апофеоз научной экспансии и покорения биосферы и всего космоса, этот информационный «Биг банг» просто нежизнеспособен. Как отмечает Лавлок, управлять биосферой, Геей — немыслимая и неблагодарная задача, так как это практически бесконечно сложная система, накопившая мудрость циклического многоуровневого эволюционного процесса, длившегося более трех с половиной миллиардов лет.

Афродита
Афродита

Превалировавший долгое время антропоцентризм превратил человеческую популяцию в больной орган, живущий по собственным законам, несогласованным с Геей и космосом. Аналитический рассудок затмил глубинный интуитивный разум наших далеких предков с их интуитивной, мифологической но значительно менее однобокой картиной мира. Человеческая популяция просто погибнет, если не будет следовать правилам этой мировой гармонии. Таким образом, в теории Геи высказывается сомнение в возможностях человека чисто научно-технологическими методами создать жизнеспособную ноосферу — альтернативу самоорганизующейся биосфере.
Гипотеза Геи породила целое широкое движение, в рамках которого происходит новый, западный синтез науки, искусства, философии и религии, практикуются вненаучные способы познания и «общения» с Геей (медитация, интуиция,» экософия», мистический опыт). Так, например возрождаются оттесненные на задний план и забытые в эпоху «индустриального взрыва» идеи великого метафизика, натуралиста и писателя Гете. Если не симбиоз, то по крайней мере, плодотворное взаимодействие в рамках общей этической платформы научного и вненаучного знания вполне возможны. Трудами выдающихся философов и мыслителей ХХ — го века заложена основа серьёзного скептицизма по отношению к «чисто научным» методам освоения реальности. Но что удивительно, эти же работы становятся методологическим базисом развития распределенного искусственного эволюционного биоинтеллекта, в рамках “Artificial Life”- движения, отпочковавшегося от искусственного интеллекта.

Пожалуй, Шумахер колледж, расположенный в г. Тотнес в Девоне, на юге Англии недалеко от Дартингтон Холла, знаменитого старинного духовно-культурного центра, стал одним международных центров поиска и распространения гармоничного и холистического знания, способного изменить менталитет отдельных людей, подготовить мировое сообщество к единственно спасительному для него преображению в 21 веке. Для чтения специальных курсов колледж приглашает выдающихся ученых, философов, искусствоведов, богословов, озабоченных надвигающимся глобальным кризисом и увлеченных идеей синтеза, междисциплинарного дискурса и духовного объединения людей. Джеймс Лавлок, проживающий в соседнем Корнуолле является одним из координаторов этого колледжа.

По мнению Дж.Лавлока, человечество в принципе не может быть менеджером Земли. Мы не владельцы Земли, не пассажиры, не посетители. Жить с Геей- персональная ответственность каждого. Путь выживания человечества связан с коренным изменением стиля жизни, философии, общественного сознания. Он заключается в необходимости формирования у людей целостного, гармоничного представления о Земле, не сводящегося к традиционной научной механистической картине мира. Согласно последней, наша планета является всего лишь внешним по отношению к человеку механизмом, который надо изучить с целью управления (дуализм Декарта). На самом деле, человек на равных правах с другими существами является неотъемлемой частью этого гармоничного целого, огромной и бесконечно сложной глобальной симбиотической системы — Геи ( принцип соучастия, позиция включенного наблюдателя).

Кризис наступает. Надо спешить. Концепция Геи пока что находится на пути становления и возможно, превращения со временем в традиционную область знания. В ней много гипотетичного, велика роль метафоры как во всех концепциях живого (или подобного живому), но эти гипотезы спасительны и конструктивны. Они работают, как планетарный врач, соблюдая заповедь «не навреди». «Провоцирующий», стимулирующий целостное познание Земли характер гипотезы не скрывается самим Дж. Лавлоком. Он как бы сознательно старается вовлечь в эту науку «открытого типа», науку будущего «открытого общества» людей разных профессий, разного профессионального уровня. В этой «нерепрессивной» сфере гармонично уживаются все. Не является ли это, вместе с Internet первым знаком возникновения в 21 веке своего рода «бионоосферы», когда аналитическая мощь человека сольется в гармонии с синтезирующей способностью Геи, накопившей неповторимый опыт и мудрость в грандиозном и далеко не познанном процессе эволюции? При этом полезная роль традиционной науки не умаляется, пересматриваются только ее теоретические возможности. Геофизиология, использует данные традиционных наук о Земле для воссоздания целостной картины Земли, как своего рода суперорганизма. В перспективе, одна из ее задач — установление связей между знаниями различного, казалось бы несовместимого типа. (далее…)

<-читать с начала

GD Star Rating
loading...

Еще статьи на тему:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на рассылку

Введите Ваш E-mail, что бы быть в курсе


Subscribe!